О школе - (файлы с правилами)
Г.С.Синицкий
Первое, что необходимо учесть при ознакомлении со школами Воинского Искусства - это то простое обстоятельство, что они не только различны, но и порой прямо противоположны друг другу. В последнее время особенно усилились тенденции к эклектическому объединению различных принципов как традиционных, так и не традиционных школ.
Например, стили, практиковавшие жесткую «набивку» конечностей, вводят в свой арсенал методы внутренних стилей, где подобная практика отнюдь не поощряется и рассматривается как функциональное нарушение жизнедеятельности организма. Здесь видится явное противоречие – если одно предназначено для боя, а другое для здоровья, то где же здесь система? Может ли печень противоречить почкам? Значит, перед тем, как начать тренировки, необходимо разобраться в сути предлагаемых методов и трезво оценить свои силы, возможности и вероятность побочных нежелательных результатов.
Хочу сразу же оговориться: наша школа далеко не лучшая во всех отношениях, и я занимаюсь в ней потому, что она мне просто нравится. Это не трезвая оценка себя и своего пути. Это не «за что», а «почему». Типа: люблю Зинку не за то, что она такая красивая и имеет то-то и то-то, а потому что она именно такая какова она есть. И вот именно этого мне очень хочется. Без этого не могу. Так что, если в последующем материале найдете какие-либо аргументы в пользу школы – просто не верьте. Это для рекламы.
В нашей школе эклектика отвергается принципиально и методы тренировок основаны на системном подходе, предполагающим гармонию, естественность и активное сознание в выполнении всех элементов тренировочного процесса, который предполагает кардинальное изменение самого образа жизни тренирующегося.
Звучит почти как религиозная практика, но это далеко не так. Это – образ жизни, который может привести к религии, к принятию изменения мировоззрения в целом, может подвести к возможности самоопределения своей жизненной ситуации и свободе в выборе своего пути. Возможно, тренировки смогут помочь ощутить наличие этой свободы и связанную с этим собственную ответственность за свой выбор. Одним словом: Шаолинь в другой стороне.
В очень упрощенном контексте – что же предлагает наша школа?
Гармония развития личности предполагает как минимум три аспекта: телесный, душевный (эмоциональный) и духовный (интеллект, интуиция, сознание). Естественно, для верующих и неверующих это - понятия с разным содержанием. Поскольку школа традиционна, то ее основным содержанием был и есть религиозный подход, однако, повторюсь, применяемые методы развития личности в этом смысле достаточно универсальны, и не предполагают жесткой идеологической или религиозной установки, не ограничивают свободу воли и выбора. В духовной жизни нет места насилию, явной или скрытой агрессии в отношениях ученик -учитель или произвольному доктринерству. Духовная эволюция предполагает естественный рост через само-осознание внутренних процессов организма, в том числе и не контролируемых «здравым разумом».
Уподобляя духовный порыв человека посеянному зерну, евангелие от Марка говорит нам, что «…как семя всходит и растет не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.» (М4: 27-28)
Т.е. дайте возможность Творцу проявить в вас то, для чего вы предназначены. Рассудок тут не при чем.
Все три аспекта присутствуют одновременно и во всяком нашем действии, не только в практике Воинского Искусства; но мы не осознаем это в достаточной мере, поскольку в повседневной жизни не находим сферы деятельности, направленной непосредственно на развитие и поддержание гармонии духовного мира личности.
В школах Воинского Искусства «внутреннего направления» подобного рода задачи становятся основой самого образа жизни тренирующихся. Этим занимаются постоянно и систематически.
Становится ли это целью?
А можно ли задаться целью стать, например, добрым? Если это цель, то результатом будет обман себя и других какими-то целевыми поступками. По-моему, люди обманывают друг друга (увы, это стало модно и в России с 90-х) гораздо чаще и, несомненно успешнее, делами, а не словами. Словам, как мы все это знаем, давно никто не верит. (Я лично верю иногда, но исключительно по забывчивости).
Если ваш поступок в духе милосердия совершается непринужденно, по забывчивости, и стал «образом жизни», то вам нет дела до того добры вы или нет. Для вас это естественно, как дыхание. Вы сделали и забыли. Вы же не помните каждый глоток воздуха. Выдох равен вдоху, не продаете и не покупаете. И Великое вас любит, и вы ему не надоедаете молитвами и слезами по пустякам.
Кстати, поскольку мы стремимся к статусу «образа жизни», то в нашей школе, как это было во все времена (до 20-го века) истории традиционных Воинских Искусств, нет данов – уровней мастерства. В самом деле, странно было бы дать, например, третий дан по доброте, или четвертый за исполнение ката или победу в турнире над кем-то. Мы же боремся с самими собой? Верно? А если нет, то не надо пустословить. Говорите, например, так: «Имярек одержал тяжелую победу над самим собой, послав всех своих противников в нокаут и получив за это первое место. Он этого не хотел: нокаутов и самоутверждения, но так получилось. Даем ему за это первое место и медаль».
Я же говорю, что словами обмануть труднее, чем делами. Что-то все равно где-то торчит или проскальзывает, гладко не проходит. Хоть в это никто и не верит. Talk is cheap, но народная мудрость почему-то советует: «молчи, милая (есть варианты) за умную сойдешь».
Скажите вы это черепахе. Она-то точно знает – вякнешь хоть что-нибудь, ну полсловечка, – без головы останешься. Только головку высунь.
Чтобы бороться с этим явлением (обесцениванием слова) у нас существует практика написания эссе на заданную тему. Типа школьных сочинений. Это не для всех, это не вид поощрения графоманства. Это ловушка для ума по отношению к некоторым, продвинутым в искусстве выживания в любой обстановке.
Это – как поймать черепаху себе на завтрак. Даешь тему – и человек пишет сам на себя не то донос, не то исповедь. Но если твоя цель – борьба с самим собой, то нам только этого и надо.
Хорошо монахам, у них есть просто исповедь, они в этом поднаторели. Я в том смысле, что они приходят на исповедь с адвокатом – все свои грехи сразу же оправдывают и объясняют. Просто каяться, удивительно но факт, никто не хочет.
В нашем храме я слышу каждую исповедь даже в самом дальнем уголке. Если не глухой, то за пару часов в очереди на исповедь знаешь все о всех. И так каждую неделю, по субботам. Живешь с народом в динамике общения.
Эссе дает иной способ общения, отбрасывающий нас в не такое уж и далекое прошлое нашей страны. Я имею в виду эпистолярный интернет уходящей России. Люди не боялись писать под своим именем и от сердца к сердцу. Письмо это - интимное, это не для публикации, это нечто такого свойства, чего нельзя сказать в лицо, но можно доверить бумаге. Мы это в какой-то мере восстанавливаем.
Эссе нашего типа может быть и не для широкого обсуждения (это надо еще заслужить), но предельно индивидуально. Не надо чужих или заимствованных идей! Только свой собственный взгляд на обсуждаемую проблему.
Мы – партнеры по лэйтай (площадка для боя), и этого тебе не дадут забыть ни на секунду. Если не глухой, разумеется.
Не обсуждаем то, что не может быть принято как элемент жизненной установки.
Т.е. то, что делает каждый тезис своего рода проповедью. Иными словами, нужно уметь заставить себя вылезти из своего панциря. Дать возможность исповеди стать проповедью. С телом очищаем дух и наоборот.
И никакого психоанализа!
Теперь собственно о тренировках.
Как это у нас в школе происходит, или должно происходить?
Начинаем с малого. Все Великое за нас сделает Великое.
Начинаем с тела. Работа с телом, как и вся остальная практика, не имеет конца (для верующего она не завершается и с преображением, во всяком случае для православных), но соблюдает четкую последовательность. Начальная практика имеет своей целью подготовить тело к восприятию собственных, еще скрытых, источников энергии, ранее не использовавшихся в должной мере. Во многих школах «внутреннего» (neijia) направления, практики саморегулирования тела называются общим термином цигун (qigong – в узком смысле - практика работы соотносимая с энергией воздуха), поскольку они связаны с дыхательными упражнениями. Однако, практика «организации» тела в нашей школе не имеет своей основной целью работу с дыханием.
Она подготавливает тело к работе с дыханием.
На первом этапе нам важно сделать наш организм способным к саморегулированию различных потоков энергии. Энергия идет не только по энергетическим каналам, известным в иглоукалывании, но и по множеству других, используемых, в частности, и в нашей школе.
Проблемы с цигун возникают, в основном, тогда, когда активизируя энергетический поток, практикующие не могут справиться с его регулировкой и нарушают нормальное функционирование всего организма.
Вмешательство в этот процесс происходит именно из-за того, что не функционирует саморегулирование энергетической системы. Вы хотите ускорить процесс, а организм считает это лишним и опасным. Естественность, ненатужность и терпение – залог успеха и долгой жизни в разумных пределах. Не надо быть жадным, хватит и двухсот лет.
Выравнивание («организация») тела похоже на сход-развал автомобиля. Тело надо организовать геометрически ( согнутый шланг не пропускает воду), но не только. Это совсем не то, что подразумевается под «правильной» осанкой. Хорошая осанка может очень хорошо скрывать реальные проблемы, нуждающиеся в «выравнивании».
Для правильного выравнивания необходимы специальные приборы, внимательная работа, знание нешкольной анатомии и система очень своеобразных упражнений. Девиз выравнивания – саморегулирование. (Скажите это моим ученикам – они посмеются. Они пока не дошли до понимания афоризма Кузьмы: «Не верь своим глазам!» Их проблема.)
Одновременно с выравниванием идет работа с сухожилиями и суставами. Эти практики взаимосвязаны, но имеют и свои особенности. Это совсем не гимнастическая растяжка и не растяжка таэквондо или каратэ, это и не йога. Многие известные мастера цигун отмечают «забитые» суставы, мышцы и сухожилия йогинов, не говоря уже об остальных методах (в балете, например).
На мой взгляд, дело тут в том, что мы видим, в основном, йогу фитнес центров и недельных семинаров для западной публики, но мало знаем о реальной традиционной йоге, и еще меньше о реальных мастерах Воинского Искусства. Многие хорошие методы скрыты и труднодоступны. Еще сложнее оценить их по достоинству. Простое не в цене по нынешним временам – выглядит не эффективным.
На этой стадии очень важно устранить различного рода повреждения, нанесенные организму вследствие как случайных травм, так и в результате неправильных тренировок, особенно растяжек. Старые травмы, шрамы, треск и боль в суставах должны исчезнуть. Все тело должно стать расслабленным, мышцы эластичными, кровоток не должен иметь препятствий по всему телу, включая все ткани.
Наверное, самым большим препятствием в этом процессе, кроме растяжки «от души», будет многолетняя «набивка» суставов рук и ног для разбивания досок и кирпичей. Такие мозоли трудно устранить. Это относится и к практике «жесткого цигуна». Тело, как и организм в целом, должно быть чувствительным, сэнситивным, для того, чтобы быть предельно открытым всему потоку существования.
Уязвимость становится бесценным качеством в работе по активизации сознания, это важнейший фактор всей духовной жизни человека.
Тело также участвует в этом процессе. В данном контексте мозоли на кулаке - это отшибленная психика, cвоеобразный мозоль на сердце. Зачем превращать человека в робокопа, а руку в меч или дубину? Разве их можно сравнить?
Работа с телом включает в себя и активную работу с партнерами. Существует целый ряд специальных упражнений, стимулирующих развитие и укрепление суставов и сухожилий наряду с развитием трех типов энергии, условно связанных с развитием тела /эмоций /сознания - цзин /ци / шэнь.
Таким образом устраняется излишняя специализация процесса обучения (правильнее сказать – саморазвития) и обеспечивается целостность и гармония. На этом этапе, как наиболее важную, я выделяю теорию и практику толчков туйшоу (tuishou) – cостязание двух партнеров в толкании руками/ногами и другими частями тела на месте или в движении. Собственно говоря, эта практика начинается с первого занятия (есть исключения) и сопровождает не только уровень тела (наиболее важный для толчков), но и дальнейшие уровни учебного процесса.
Здесь стоит уточнить значение термина цзин (jing). У нас этот термин ассоциируется с более плотной энергией тела, связанной с костным мозгом и спермой, в то время как ци – энергия всего энергетического потока тела, связанная больше с дыханием.
Шень – духовная энергия, соотносимая с сознанием. Все три типа связаны между собой и активно взаимодействуют друг с другом. Во многих школах Воинского Искусства, очень часто, термин ци употребляется расширенно и включает в себя либо все три типа, либо только один них, причем в самом абстрактном толковании.
Цигун в нашей школе переводит работу с телом на следующий этап (уровень), который завершается работой с сознанием (шэнь). Дыхательные упражнения – очень важный элемент подготовки и, в определенном смысле, является связующим звеном между телом и сознанием.
Цигун – это ворота в наше подсознание, доступ к энергии высшего порядка, поэтому все тренировки такого рода требуют предварительной подготовки, не только, и не столько тела, сколько духа. Я не могу говорить об этом даже в кратком изложении, хочу лишь упомянуть о том, что ожидать реальных результатов можно лишь тем, кто достигнул определенного мастерства в контроле над телом, эмоциями, инстинктами и мыслительным процессом.
Пренебрегая духовным аспектом можно достичь определенной выживаемости и на уровне насекомых или растений. Если цель цигун – предельная выживаемость, то это не наше направление. Из четырех способов применения цигун (в самом обобщенном виде это: здоровье, продление жизни, воинское искусство и духовная практика) нас интересует, в первую очередь, духовная практика и воинское искусство. Однако, путь к этому необходимо включает в себя и первые две составляющие.
Под словом цигун, в данном контексте, я понимаю целый ряд специфических практик: таких как нэйгун (neigong)– более специализированное применение цигун к Воинскому Искусству - что включает в себя, например, длительную стабилизацию тела (нахождение в стойке) для активного стимулирования потока ци (чжуаньфа, вуцзиши, чжаньчжуан и др. ). Нэйгун означает «внутренняя работа /искусство» и является методом воздействия на тело в целях культивирования энергии, позволяющей дальнейшую работу с разными компонентами нашего сознания.
Цель цигун в первом приближении – дать организму энергию, необходимую для дальнейшего развития. Собственно говоря это – сильный импульс для всего процесса саморегуляции и духовного развития в целом. Следует отметить, что кардинальное изменение организма с помощью «выравнивания» и цигун, дает возможность для превращения всего жизненного процесса в некий процесс тотальной реорганизации не только себя, но и своего окружения.
По сути дела, мы не можем полноценно существовать в обществе не получая от него то, что Г. Гурджиев называл «пищей впечатлений». Важно при этом учитывать, что это - процесс взаимной интеграции в системе отношений «человек-общество», а не самоутверждение личности в каком-либо данном окружении.
Именно на этом этапе возникает «ударная схватка» (или - собственно схватка с минимальными ограничениями /правилами ее проведения), как важный элемент психического развития и самонаблюдения /самоконтроля. К схваткам такого типа необходимо подойти полностью подготовленным как энергетически, так и психически, поскольку самым важным на этом этапе является активизация сознания.
Самоосознание, само по себе, еще не содержит элемент «актуальности» жизненного процесса. Актуальность восприятия, «присутствие» личности в «настоящем» месте и времени (т.е. некое выпадение из общего потока пространства/времени) наступает только тогда , когда человек вынужден присутствовать в самом себе (а значит и в своей данной /заданной не им самим, ситуации).
Схватка бросает на встречу с самим собой в таком контексте, который никоим образом не «устраивает» участника. Он, в критической молниеносной ситуации, в самом сжатом виде, и самым острым и глубоким образом, переживает процесс социализации (интеграцию с человеческим сообществом, по большому счету), как встречу не только со своим партнером (возможно, впрочем, и с противником, это – тайна, это область сокровенного в каждом из нас; проще: для кого человек на лэйтай - партнер или друг, а для кого всегда враг и чужой), но и действительно с самим собой, только с таким «собой», какого он никогда в жизни не встречал, и о существовании которого даже в самых жутких кошмарах не догадывался.
До таких схваток надо дорасти, для них необходим соответствующий партнер и иное (наше, но измененное) тело и энергия, однако, плод такой «социализации в момент» стоит гораздо больше всех потраченных усилий. Как говорил Карл Юнг «сознание рождается не без боли».
Схватки такого типа отражают момент истины.
Жизненные ситуации, тем не менее, требуют и определенной эффективности, которая, не имея духовной напряженности схватки, тем не менее, помогает полнее усваивать энергию «сбалансированных» эмоций и решает проблемы социализации на уровне повседневности.
Существуют разные типы личностей и некоторым из них не стоит перегреваться; у них душа, может быть, и так постоянно в аду – «держи душу во аде и тем спасешься»- сказано кем-то из великих в наставление монашеству. Ведь не только - «все познается в сравнении», есть также и нечто «несравненное», слава Богу.
Одним словом – там, где для одних людей рай, для других – ледяная пещера…
Мы не только индивидуальны и неповторимы.
Мы – хуже и трагичней.
Мы – бесконечны.
В этом вся суть судьбы человека. Земли ему всегда будет мало.
Земля слишком ограничена. Она – конечна. Это – ее проблема.
Мы – нет!
Некоторым это просто непонятно
Для некоторых – непостижимо.
Для того, чтобы уверовать в Бога, надо в себе иметь некоторое пространство. Бесконечность внутри, способную вместить не только идею, но и некую принадлежность, типа сыновьей.
Канту помогал взгляд в небо. Но ведь и звезды конечны (не для большевиков).
Может не в ту сторону смотрим?
Может настоящая бездна внутри нас?
Но вернемся к человеку практического разума и принципа эффективности во всем.
Для людей подобного рода, как и для пацифистов всех видов, существует в школе особая практика поединков, которая вытекает из туй шоу – толчков. Приличная энергетика позволяет толкать партнера (тут уже именно партнера, никогда – противника!) на довольно большое расстояние, обеспечивая, тем самым, собственную безопасность. Если же партнеров много, и они почему-то не склонны видеть в вас партнера, а ведут себя так, будто вы им враг какой-нибудь, то на это существует циннашу (qingnashu).
Циннашу (порой для краткости цинна) – это милая, спокойная практика контроля /вывиха /перелома всех конечностей без исключения, а также позвонков и скручивания /растяжения /разрыва /вытяжения большинства сухожилий тела человека. Без всяких эксцессов и высоких температур. Есть в цинна и более милые приемы (не без содрогания), но о них гораздо позже.
Эта техника весьма эффективна на улице и в большинстве конфликтов на бытовой и не совсем бытовой почве. Против холодного и огнестрельного оружия это тоже бывает весьма эффективно.
Чем же это, вышесказанное, полезно нам для дела духовной эволюции человечества?
Я имею в виду полные схватки.
Начнем с малого и полезного больше для тела, чем для духа (на первый взгляд).
Дело в том что, занимаясь интеграцией тела, мы сталкиваемся с проблемой «могильников». Простите за термин, но пока ничего лучшего в голову не приходит.
Могильники – это своего рода склады негативных эмоций, которые сильно препятствует свободному току энергии в нашем теле (невидимые шрамы).
Конечно, это не только эмоции, но упростим объяснение: переживая какой-нибудь конфликт с окружающей средой, мы сдерживаем негативные эмоции и они ударяют по нам. Ударяют по жизненно важным органам, и было бы совсем плохо, если бы последние не научились направлять эти опасные образования в не столь опасные для жизнедеятельности места. Например, не в печень, а в некоторые мышцы.
Но если мы интегрируем тело как целое, как систему и живой организм, то мы не можем игнорировать подобного рода процессы.
Мы уничтожаем эти могильники, насколько можем, в ходе подготовительной практики выравнивания и расслабления тела специальными методами диагностики и ликвидации. Но какой смысл в уничтожении одной головы, если на ее месте постоянно появляются новые головы, и гидра просто смеется над нами?
Способности человека к саморазрушению растут и умножаются с развитием (или деградацией) цивилизации в целом. Это унизительно. Но с этим можно бороться. Для «схваточников» дело просто – они разрядились и ушли довольные. А как быть людям рассудительным? Им помогает логический аппарат, тем кто им владеет, разумеется.
«Негатив» в своей сути непременно несет конфликт. Неразрешенный конфликт вызывает разного рода нарушения в метаболических процессах нашего организма. Химия (не только адреналин, это лишь начало) вторгается в наш организм и требует разрядки, которую мы ей не даем лишь по одной причине – боимся последствий вхождения в конфликтную ситуацию. Мы то и дело вынуждены натягивать вожжи и таскать за собой полную повозку этого негатива.
Выход на работу может уже сам по себе стать явлением анонимного страха. Но подспудно даже вербальный конфликт несет в себе аспект физического воздействия. Поэтому уверенный в себе, физически крепкий подчиненный ведет и чувствует себя с начальником как-то по-другому, гораздо свободней, чем тот, кого можно «пришибить щелчком».
А если вам приходится терпеть издевательства в присутствии семьи, сослуживцев, знакомых, да вы к тому же человек мнительный и, не дай Бог, самолюбивый?
Что будет с вами тогда? Представить страшно…
Я удивляюсь порой, почему у нас до сих пор так мало инфарктов? Может мы стали толстокожими? Очень сомневаюсь. Вроде бы наоборот. Некоторые вещи ну просто не поддаются объяснению.
Суть «негатива» – чувство собственной несостоятельности и неполноценности. (Забудем на минуту о комплексе неполноценности и обо всем с ним связанном).
Если вас толкнул мальчишка, вы этого и не заметите. Стихийное бедствие не дает ощущение своей неадекватности. Просто страх или испуг проходят без последствий, если только нет сопутствующих обстоятельств.
Для ведущего схватки постоянно и с подготовленными партнерами (необусловленные, контактные, неспортивные схватки), таких проблем или просто не существует, или они не вызывают негатива.
А вот в случае физического столкновения он выиграет всегда – даже при поражении, Для него это – нормальная часть жизни, для него все превращается в духовное, у него хватит сил превратить негатив в позитив, он всегда в выигрыше – его борьба действительно с самим собой, любой враг для него – партнер. Для него, если что-то не в порядке, то это, в первую очередь, (исключая богохульство и кощунство) – обстоятельство, дающее ему возможность собственного исправления и совершенствования.
Это – условие возникновения энергии иного порядка. Однако, эта энергия (шэнь), не возникает как результат направленного усилия. Она приходит «сама собой». Она созревает как плод на дереве. Без прямого усилия.
Как качество определенного образа жизни.
Как доброта, незнающая о себе.
Натужное «делание» никогда не произведет такого плода.
Это – метод без метода.
Только «трение жизни», если оно есть и его не избегают, дает энергию такого типа. Только конфликт с самим собой дает необходимую силу, способность и возможность видеть истину факта.
Видеть ситуацию такой, какова она есть, существовать, присутствовать в целом.
Но как быть с пацифистами?
Секрет прост – туйшоу.
Толчки дают скорость, маневр и энергию; владение техникой циннашу, даже в ограниченном объеме, дает совершенно иной уровень схватки.
Внешне цинна напоминает айкидо, но в реальности у них не так много общего.
Айкидо – школа и стиль 20-го века В нем отсутствуют схватки, дистанция применения – дальняя и средняя. Циннашу имеет тысячелетнюю историю (под разными именами), уникальную философию (философия айкидо – ее сильнейший компонент, надо отдать должное), никак не ограничено дистанцией, несравненно больший арсенал техники, а в нашей интерпретации (есть и другие школы, занимающиеся исключительно цинна и ряд школ, применяющих частично традиционную технику цинашу; в их числе некоторые японские школы джиу-джитсу, только не бразильские) - это весьма активная в нападении техника, в основном ближнего боя, имеющая в своем арсенале и специфическую ударную технику (мы ее не применяем на начальных уровнях), а также нажимы, удушающие захваты и захваты /щипки /надавливания на уязвимые органы.
Таким образом, даже самые радикальные пацифисты смогут полностью реализовать в себе все достоинства этого рода поединков, не особо ущемляя своего чувства свободы от всяческого насилия. Вероятность травм здесь где-то между риском игры в шахматы и настольным теннисом. (Между прочим, я неплохо играл в шахматы в детстве, но бросил это занятие только из-за того, что мне хотелось убить тех, кто долго думал над каждым ходом. Поскольку партнеры были взрослые, сверстники играли плохо, а желание было непреодолимым и доводило меня до слез, то пришлось оставить шахматы. Родители никак не могли этого понять. Все-таки Алехиным надо родиться).
Но поговорим о шэнь.
Духовность связана с наличием внутренней свободы в человеке.
Не умаляя никоим образом значимость проповеди, я хочу сказать, что существует большая разница между пониманием собственной зависимости от страстей, инстинктов и самоутверждения всеми возможными способами, на уровне слова, как идеи, как умозрительного руководства к действию, - от непосредственного «видения» и «ощущения» своей, невероятной по тяжести, тотальной несвободы от «мира сего».
То есть, от зависимостей внутреннего характера, самой структуры своего эго, направленного на безграничное самоутверждение всеми путями и средствами, включая духовный материализм. Исповедуя тезис «человек есть мера всех вещей», мы ставим себя в центр всего существования, сдвигаем Бога на периферию и ведем с ним переговоры как бы на равных.
Практика традиционного Воинского Искусства - это не «объективное» исследование своего эго в мире собственной виртуальности, а ясное видение и переживание непреложного факта своей личной несвободы и ее источника. Воинское Искусство, как духовно ориентированная практика, дает нам такую возможность.
Тотальная апостасия (богоборчество) нынешнего века живет и действует в каждом из нас. Именно поэтому мы нуждаемся, в первую очередь, в том, чтобы видеть свое собственное лицо в ситуации конфликта, своего рода искушения, видеть себя во всей полноте своей личной жизненной ситуации.
Можно ли стать свободным, если не видишь в чем суть твоей реальной несвободы?
Выбор за нами.
Здесь можно скачать: